О городе Калининграде


Калининград (нем. Кёнигсберг) – город на северо-западе России, административный центр Калининградской области, которая уникальна тем, что не имеет границ с другими регионами России, соседствует лишь с Польшей и Литвой, омывается Балтийским морем. Расстояние от Калининграда до польской границы составляет всего 35 км, до литовской — 70 км. Современный Калининград имеет с остальной территорией России только водную и воздушную транспортную связь.


Калининград расположен при впадении реки Преголя в Калининградский залив. Численность населения Калининграда составляет около 500 тысяч человек, что приблизительно является половиной от населения всей Калининградской области.


Город является крупным транспортным узлом: железные и шоссейные дороги, морской и речной порты, международный аэропорт Храброво. В Калининграде расположен штаб Балтийского флота ВМФ РФ.

В Калининграде расположены музеи (музей Мирового океана, музей янтаря, музей изобразительных искусств, историко-художественный музей, научный морской музей Атлантического НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии, гидробиологический музей имени Н.С. Гаевской, музеи фортификации), театры, крупные библиотеки (в частности, фрагменты средневекового книжного собрания — библиотеки Валленродта),один из самых старейших зоопарков в современной России, ботанический сад. В центре города расположен Кафедральный собор в стиле кирпичной готики. До 2010 года Калининград имел статус «исторического города». В 2018 году в городе были проведены матчи Чемпионата мира по футболу.

Калининград – это, пожалуй, самый европейский город России, недаром он является самой западной территорией нашей страны. В городе сильно развита торговая сфера – множество торговых комплексов, бутиков, кафе, кофеен и баров ежедневно готовы принять тысячи посетителей. Прогуливаясь, Вы можете осмотреть многочисленные памятники Калининграда – Александру Пушкину, Иммануилу Канту, Михаилу Кутузову (бывавшему в городе в начале девятнадцатого века). Кстати, уроженцем современного Калининграда (бывшего Кёнигсберга) является и известный писатель Гофман. Бывал в городе и поэт Иосиф Бродский.

Одной из неразгаданных тайн Калининграда является исчезнувшая более шестидесяти лет назад Янтарная комната. Она была подарена Вильгельмом Первым Петру Первому, через много лет снова оказалась в Пруссии. Последний раз её видели в начале 1945 года в Королевском замке Калининграда, с тех пор она ни разу не была обнаружена. Некоторые исследователи до сих пор ищут следы её существования в Калининграде.

Калининград является крупным портовым городом, имеет статус свободной экономической зоны. Кроме торговли и морского дела, развитие которых обусловлено расположением города, одной из приоритетных сфер развития экономики города является туризм. В окрестностях Калининграда расположены такие курортные города, как Зеленоградск и Светлогорск, а также – национальный парк Куршская коса. Кроме здравниц, привлекает туристов и сам Калининград – город, в котором тесно переплелись древняя история и современность.

Кёнигсберг


История города началась в 1255 году, когда на правом берегу Прегеля были построены два деревянных блокгауза. Город Кёнигсберг (нем. Королевская гора) упоминается в документе 1256 года. Строительство каменных укреплений началось в 1257 году. С 1309 года замок стал резиденцией маршала Тевтонского ордена.

В 1286 году Ландмейстер Пруссии дал Кёнигсбергу статус города. Позже поселение стало известно как Альтштадт (Старый Город). Нойштадт (Новый Город) был переименован в Лёбенихт, а затем получил городские права в 1300 году. Поселение на острове, первоначально названное Фогтсвердер, получило городские права в 1327 году и стало известно как Кнайпхоф.

Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф имели свои гербы, городские советы и были членами Ганзейского торгового союза.

В 1325 году началось строительство Ккафедрального собора на острове Кнайпхоф. Официальной датой начала строительства считается 1333 год. Строительство завершилось в 1380 году. В 1457 году столица Тевтонского ордена была перенесена в Кёнигсберг после потери Мариенбурга (ныне Мальборк, Польша). В 1523 году в Лёбенихте открылась первая типография, а в 1525 году Тевтонский орден был секуляризирован, образовав прусское герцогство с Кёнигсбергом в качестве столицы.

Кёнигсберг прошел через многочисленные войны, а за захват его территорий в течение многих столетий боролись разные государства.
Впервые город перешел к России в 1758 году, после победы в Семилетней войне. С 11 января 1758 года территория Кёнигсберга и области начала принадлежать России, ее жители присягнули на верность императрице Елизавете Петровне. Однако уже в 1762 году, после заключения мира, Пруссия была возвращена немецкой короне. В 1806-1807 гг. на его территории прошли сражения российских и наполеоновских войск. Значимыми событиями были битвы при Прейсиш-Эйлау (современный Багратионовск) и Фридланде (Правдинск).

Не обошла стороной Кёнигсберг и Первая мировая война, по результатам которой проигравшая Германия отдала Польше большой участок побережья,
в результате чего Польша получила выход к Балтийскому морю. Восточные земли Пруссии оказались отрезанными от основной территории Померании, став большим анклавом, как и нынешний Калининград.
Судьбоносной для Восточной Пруссии стала Вторая мировая война. С 1944 по 1945 годы здесь велись ожесточенные бои советской и немецкой армии, результатом которой стала капитуляция 9 апреля 1945 года: по решению Потсдамской конференции отдельная территория, которая прежде являлась частью Восточной Пруссии, включая ее столицу, город Кёнигсберг, была передана во владения СССР. Уже в 1946 году город был переименован в Калининград в честь советского революционера и политического деятеля Михаила Ивановича Калинина.
В годы Второй мировой войны Кёнигсберг подвергся серьёзным разрушениям, главной причиной чего послужили бомбардировки города английской авиацией в августе 1944 года, практически полностью уничтожившие его исторический центр.

Первая бомбардировка была проведена в ночь на 27 августа 1944 года 5-й Группой ВВС Великобритании в составе 174-х бомбардировщиков Ланкастер. Первый налёт не был особенно успешен, большинство бомб упали на восточную сторону города, были сбиты четыре самолета. Через три дня, в ночь на 30 августа 1944 года, в воздух поднялись 189 Ланкастеров 5-й Группы ВВС. Они сбросили 480 тонн бомб на центр города. Немецкие истребители сбили 15 бомбардировщиков. После этого город горел в течение нескольких дней.

По оценкам, в результате британских бомбардировок, было разрушено 20 % промышленных объектов и 41 % всех домов Кёнигсберга. Исторический центр города, не имевший ни одного военного объекта, особенно районы Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф, был полностью уничтожен.
От Кафедрального собора XIV века остались только стены. Королевский замок, старое и новое задания Кёнигсбергского университета, все кирхи старого города были превращены в руины. Погибло 4200 жителей, 200 тысяч остались без крова. Впервые были применены напалмовые бомбы.

Часть сооружений была превращена в развалины во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 года. Менее пострадали окраинные районы, избежавшие крупных уличных боёв и артобстрелов. Согласно данным военных комендатур, центр города был разрушен на 90%, а окраины пострадали в среднем на 60%.

Восстановление Кёнигсберга, который 4 июля 1946 года был переименован в Калининград, стало первоочередной задачей, решение которой нельзя было откладывать. При этом взору прибывавших на новую советскую землю переселенцев представала страшная картина — город буквально лежал в руинах. Город начал быстро отстраиваться и заселяться.

Первые советские переселенцы стали прибывать в Калининград через несколько месяцев после окончания войны. Они же начали и разборку отдельных разрушенных зданий. Добытые стройматериалы отправлялись в Советский Союз на восстановление разгромленных в результате оккупации городов. Возможность их реконструкции даже не рассматривалась: в стране, пережившей Великую Отечественную войну, было не до заботы о немецком культурном наследии. Разобрав здание до основания, его остатки (подвалы, фундаменты) просто засыпали грунтом.

В 1946 году был восстановлен общественный транспорт: в Калининграде был пущен трамвай. В 1966 году в городе открылось Высшее мореходное училище. Постепенно открывались музеи. Город начал быстро отстраиваться и заселяться.

Кафедральный собор

Остров Кнайпхоф, некогда застроенный сотнями домов, лишился всех, кроме одного — простоявшего в полуразрушенном виде до 1990-х годов Кафедрального собора, у стен которого был похоронен известный философ Иммануил Кант.

После окончания Великой Отечественной войны советские власти хотели уничтожить это «бельмо на глазу нового социалистического города», но не посмели, поскольку возле одной из сторон Кафедрального собора находится могила всемирно известного философа Иммануила Канта. И вместе с собором могло бы погибнуть и последнее пристанище великого мыслителя.

Позже на острове был разбит парк и проложен эстакадный мост. Сейчас смотря на Кнайпхоф, сложно представить, что на месте каждого из его деревьев стоял дом, по аллеям ездили автомобили и трамваи, кипела обычная повседневная городская жизнь.
Датой завершения строительства Кафедрального (Кёнигсбергского) собора формально считается 1380 год, однако работы в соборе продолжались и позднее. В 1523 году в соборе прошла первая евангелическая проповедь. А с XVI века здесь обосновалась знаменитая Валленродская библиотека.

В 1640 году в башне Кафедрального собора были установлены часы с боем, в 1695 году в соборе появился орган.

В 1804 году в так называемой профессорской усыпальнице был похоронен Иммануил Кант. Философ родился и провёл большую часть жизни в столице Восточной Пруссии, был студентом и преподавателем Кёнигсбергского университета.

В 1833 году собор был впервые отреставрирован. А в 1844 году здесь дирижировал Отто Николаи, основатель Венского симфонического оркестра.

В 1880 году Кант был перезахоронен у стен собора, а над его могилой возвели часовню.

В 1888 году в соборе был установлен новый орган.

В 1904-1907 годах под руководством хранителя собора Рихарда Детлнфсена проводилась реконструкция Кафедрального собора.

В 1924 году к двухсотлетию со дня рождения Иммануила Канта прошло последнее преобразование его могилы.

При английских бомбардировках 1944 года здание собора устояло, но при этом почти полностью выгорели внутренние помещения. Их богатое многовековое убранство было полностью уничтожено.

В 1960 году собор наконец-то получил статус памятника культуры республиканского значения. Но только в 1976 году памятник наконец-то начали реставрировать.

В 1994 году началась основательная реставрация храма, которая продолжилась вплоть до 2005 года: были восстановлены башни с колоколами, кровля и шпиль, установлены часы, приведены в порядок надгробия на прилегающей территории, воссоздан интерьер Валленродской библиотеки.

Хочется отметить, что собор был построен на заболоченной территории на сваях. Со дня своего основания он опустился на 1 метр 67 сантиметров.

В Кафедральном соборе проходят концерты на самом большом в России органном комплексе. В башне храма действует музей Канта, где можно познакомиться с историей острова Кнайпхоф и узнать много интересного о жизни известного философа. А недалеко от собора расположился парк скульптур с работами советских мастеров.

Собор расположен по адресу: г. Калининград, ул. Канта, 1 (Остров Канта).

Фондовая биржа
(Дом культуры моряков)

Одним из красивейших зданий девятнадцатого века в Калининграде считается здание Торговой биржи, расположенное рядом с Эстакадным мостом на берегу реки Преголя. Биржа была построена по проекту архитектора Генриха Мюллера в стиле итальянского неоренессанса с элементами классицизма.


Первая кнайпхофская биржа была построена в XVII веке и располагалась на противоположенном берегу Преголя. В течение двухсот лет торговое здание перестраивалось, переносилось на другой берег, и даже одно время было плавучим (располагалось на барже), пока в 1870 году не началось грандиозное строительство новой биржи. В основание здания было положено 2202 лиственных свай, привезённых русскими купцами из Сибири. Здание состояло из двухсветного зала размерами 35 м в длину, 22 м в ширину и 19 м в высоту и крытой галереи, выходящей на реку Преголю. торжественное открытие грандиозного творения бременского зодчего состоялось 6 марта 1875 года.


За близкое расположение с рекой прилегающая к бирже территория неофициально получила название «Маленькая Венеция». Зал биржи по величине уступал только парадному залу Кёнигсбергского замка и залу Московитов. Интерьер здания был оформлен в стиле ренессанса, а украшением парадных лестниц стали львы-щитодержатели и четыре статуи - символы частей света, расположенные по углам крыши. Автором скульптур был кенигсбергский зодчий Эмиль Хундризер.

В своё время Кенигсбергская фондовая биржа являлась крупнейшим деловым и культурным центром, где проходили не только торги, но и благотворительные балы.

В 1944 году здание биржи сильно пострадало в результате бомбардировок британской авиации. В послевоенный период более двух десятилетий руины здания использовались только в качестве декораций в фильмах о войне.

Постановлением Совета министров РСФСР от 1960 года здание получило статус памятника архитектуры республиканского значения. В 1967 году были проведены ремонтно-восстановительные работы и реконструкция, при которой внешний вид бывшей биржи остался близким довоенному, но интерьер был в значительной мере перепланирован.

После реконструкции здание стало использоваться в качестве Дворца культуры моряков, с 2000 года в нем размещается Областной центр культуры молодежи.

23 марта 2007 года здание торговой биржи получило статус объекта культурного наследия регионального значения.

С августа 2018 года в здании биржи расположился Калининградский областной музей изобразительных искусств. В том же году в сквере возле здания биржи открылся светомузыкальный фонтан. Как правило, фонтан начинает работать в мае - июне, а на зиму его отключают.

Объект расположен по адресу: г. Калининград, Ленинский проспект, 83.

Башня Дер Дона

Башня Дер Дона (нем. Dohnaturm) была построена в Кёнигсберге на юго-восточном берегу Верхнего пруда в 1853 году по проекту архитекторов инженера-капитана директора фортификационного строительства Ирфюгельбрехта и инженера-лейтенанта фон Хайля, названа в честь генерала Карла Фридриха Эмиля цу Дона-Шлобитена.

Башня диаметром 34 м и высотой в 12 м имеет три этажа, в том числе один подземный, в плане образует кольцо, окружающее внутренний двор. По своим характеристикам практически идентична (зеркальна) башне Врангель.

Башня была оборудована системой отопления каминного типа (не сохранилась), естественной вентиляцией, канализацией, дренажем. Толщина стен, добротность и прочность конструкций превращали башню Дона в мощный опорный пункт, способный противостоять противнику, выдержать длительную осаду и вести круговую оборону.
До 1969 года в башне Дона размещался складской комплекс военторга № 540.

С 4 декабря 1974 года башня Дона подлежит государственной охране, ныне является объектом культурного наследия Калининградской области федерального значения.

В наши дни в исторической башне Дона располагается единственный в России Музей янтаря с уникальными экспонатами, один из которых весит около пяти килограммов и считается самым крупным янтарём России. Рядом с башней находится ещё одна историческая достопримечательность старинного Кёнигсберга — Росгартенские ворота, сохранившие до наших дней все элементы комплекса.

Башня Дона отметилась во фронтовой кинохронике апреля 1945 года: кинооператор запечатлел подъем знамени Победы над башней, символичный ритуал окончания штурма города крепости Кёнигсберг. Некоторые источники утверждали, что это была последняя точка сопротивления гарнизона Кёнигсберга, но это совсем не так. Капитуляцию Кёнигсберга принимали в Бункере Ляша.

Достопримечательность расположена по адресу: г. Калининград, Площадь Василевского, 1.

Башня Врангеля

Двойник башни Дона, где расположен Музей янтаря, находится на противоположном берегу Верхнего пруда (ныне Верхнее озеро). Укрепление названо в честь генерала-фельдмаршала Фридриха фон Врангеля, который отхватил для Пруссии два куска Дании — герцогства Шлезвиг и Гольштейн.

Строительство башни Врангеля закончилось в 1843 году. Поскольку она являлась частью бастионного оборонительного кольца Кёнигсберга, то вокруг нее располагался ров. Стены башни весьма толстые - их толщина достигает 3-х метров. Но даже несмотря на такую мощную конструкцию, в XX веке было принято решение вывести башню из состава крепостных укреплений.

На выступе вала около башни стояла бронзовая фигура немецкого национального сказочного героя крестьянина Михеля (Die Deutsche Mischel am Wrangelturm), ныне утраченная.
Башню Врангеля использовали по прямому назначению всего раз — как узел сопротивления при штурме Кёнигсберга Советской Армией в 1945 году.

С 30 августа 1960 года башня Врангель подлежит государственной охране, ныне является объектом культурного наследия Калининградской области федерального значения.

На сегодняшний день в башне Врангеля проводятся работы по реставрации сооружения. После того, как все необходимое будет сделано, тут расположится пассаж с выставочными залами, а также павильоны, где можно будет купить изделия народных промыслов и разнообразные сувениры. Поэтому сейчас осмотреть её можно только снаружи.


Оборонительное сооружение башня Врангеля находится по адресу: г. Калининград, ул. Профессора Баранова, д. 2.


ГОРОДСКИЕ ВОРОТА

Исторический центр Калининграда окружают восемь ворот — изначально их было десять, но люди и время пощадили не все сооружения.
Городские ворота были возведены в XIX веке, как часть Второго вального оборонительного обвода, опоясывающий город в виде кольца. Кроме ворот он включает в себя башни, бастионы, редуты и оборонительную казарму «Кронпринц».

Наличие в городе ворот являлось в былые времена необходимостью. Раньше попасть в город можно было исключительно через ворота, потому что вокруг города располагался большой ров. Кто не успевал проходить через ворота до их закрытия, был вынужден ждать до утра. Ночью через них в город пропускали только монахов и врачей.

Первые ворота в Кёнигсберге были построены в XIII веке – они вели во двор замка Кёнигсберга. Много позже, в XVI веке, стены трёх городов Альтштадт, Кнайпхоф и Лёбенихт были разобраны и началось строительство Первого вального укрепления. Тогда было построено 8 ворот, 26 бастионов и 8 полубастионов. Протяженность вального укрепления составляла 15 км. Защитные вооружения были построены из дерева и спустя время пришли в негодность. Все городские ворота, которые дожили до наших дней, были построены в XIX веке.

5 апреля 1843 года Прусский король Фридрих Вильгельм IV распорядился создать вокруг Кёнигсберга Второе вальное укрепление. Руководил проектом архитектор генерал-лейтенант инженерных войск — Эрнст Людвиг фон Астер. Благодаря своим знаниям и художественно-эстетичному вкусу фортификатор и архитектор Астер построил ворота Кёнигсберга в стиле английской неоготики. В строительстве использовался кирпич, обожженный три раза, что придавало ему наивысшую прочность.

В августе 1843 году в присутствии самого короля произошла торжественная закладка первых ворот – Королевских. Это событие стало началом возведения остальных кёнигсбергских ворот.

В 1853 году в северной части города построены еще 6 ворот: Закхаймские, Росгартенские, Штандайммские, Трагхаймские, Аусфальские и Холландербаумские. А через 10 лет в южной части города возведены двое новых ворот двухарочной конструкции: Фридландские и Бранденбургские.

Таким образом, в рамках проекта Второго вального укрепления было построено 9 ворот, из которых до нас дошло шесть: в некоторых из них расположились музеи, в других – выставки и кафе. Штайндаммские, Трагхаймские и Холландербаумские устарели, утратили оборонную значимость и были снесены в начале ХХ века.

Сохранились также Железнодорожные ворота, которые были спроектированы тем же архитектором – Астером, но построены они были уже после того, как было достроено Второе вальное укрепление, в 1866 году.

И последние ворота, которые мы сегодня можем наблюдать это Фридрихсбургские. Они никогда не были городскими воротами, а находились внутри вального укрепления при крепости Фридрихсбург. Это единственный сохранившийся до наших дней элемент крепости.

Королевские ворота

Те Королевские ворота, которые можно увидеть сейчас, были сооружены на месте старых Гумбинненских ворот в XIX веке. Закладка ворот состоялась 30 августа 1830 года в присутствии короля Фридриха Вильгельма IV. Наименование получили по названию улицы Koenigstrasse, которая вела к королевскому замку.

В начале ХХ века Королевские ворота утратили оборонительное значение и были проданы городу. Со временем стали выполнять функцию своеобразной триумфальной арки.


Вторая мировая война кардинально изменила историю и облик города. В крайне тяжелом состоянии долгое время находились и Королевские ворота: практически полностью были разрушены скульптуры, серьезные утраты присутствовали в кирпичной кладке фасадов и внутренних помещений, отсутствовали коммуникации, в плачевном состоянии находилась окружающая территория.


30 августа 1960 года памятник был взят на государственную охрану, однако реставрационных работ не проводилось. В разное время в здании располагались электроподстанция, магазины, кафе. В феврале 2005 года ворота были переданы Музею Мирового океана для реставрации к 750-летию Кёнигсберга-Калининграда. Над восстановлением памятника работали мастера из России и Польши, реставрацией скульптур на фасаде занимались специалисты высшей категории из Государственного Эрмитажа под руководством Вячеслава Мозгового.

Ворота были торжественно открыты летом 2005 года, к 750-летнему юбилею города, после уникальной по сложности и срокам реставрации.

На сегодняшний день Королевские ворота являются своеобразным символом города, символом победы добра. Здесь часто проводятся разные мероприятия городского и международного масштаба.


Располагаются Королевские ворота по адресу: г. Калининград, ул. Фрунзе, 112.


Закхаймские ворота

Закхаймские ворота являются частью Первого вального укрепления города. Раньше на месте современных Закхаймских ворот располагались старые деревянные ворота, построенные в начале XVII века. А уже в 1848 году были сооружены городские ворота, которые сейчас можно видеть в Калининграде.


Внешний вид Закхаймских ворот очень напоминает ворота Фридрихсбургские. Конструкция их массивная, сами ворота прочные и тяжелые. У ворот есть башни со стрельчатыми окнами. На внешней стороне сооружения раньше располагался Черный Орел. Сейчас же тут осталось только место, где он находился. Черный Орел является особым символом для Кёнигсберга. Дело в том, что Орден Черного Орла был утвержден в 1701 году. Он считался наивысшей наградой в Пруссии. Девиз ордена: «Каждому своё».


До конца XIX в. ворота были контрольно-пропускным пунктом при въезде в город. После того, как валы утратили оборонную функцию, ворота стали своего рода аналогом триумфальной арки.

В начале ХХ в. военное ведомство передало Закхаймские ворота городу. После этого часть казематов снесли и к воротам пристроили жилые дома.


После Второй мировой войны до 2006 года Закхаймские ворота использовали как склад.

В 2006 году началась реставрация ворот. После реставрации они были переданы федеральному государственному учреждению «Центр стандартизации и метрологии».

В 2013 году Закхаймские ворота были отданы под управление «Калининградского союза фотохудожников», совместно с ним группа независимых кураторов инициировала создание арт-платформы «Ворота». Оригинальная архитектура здания и его исторические ценности сохранены.

В Калининграде ходит много слухов на счет найденных в городе кладов. И Закхаймские ворота не являются исключением. В 1979 году здесь был обнаружен ящик с невероятной красоты посудой из кружевного фарфора, минералами и хрусталем.


На сегодняшний день Закхаймские ворота являются памятником федерального значения несмотря на то, что основная часть корпуса была разрушена во время войны.


Адрес Закхаймских ворот: г. Калининград, Литовский вал 61.


 Росгартенские ворота


Нынешнее здание ворот расположено на том месте, где располагались одноимённые ворота, относившиеся к Первому вальному укреплению города (начало XVII века). Сохранившееся до наших дней здание ворот было построено в 1852—1855 годах по проекту Инженера-гауптманна и директора крепостного строительства Ирфюгельбрехта и инженер-лейтенанта фон Хайля в Кёнигсберге. Проект фасада ворот был разработан тайным верховным строительным советником Августом Штюлером, руководителем Технической строительной депутации в Берлине. Автор скульптурных украшений — Вильгельм Людвиг Штюрмер.
Ширина проезда ворот составляет 4 метра. Справа и слева расположено по три каземата с окнами. Перед самим въездом в ворота располагается большая арка, над которой есть наблюдательная площадка. По бокам от арки есть два портрета прусских генералов Шарнхорста и Гнейзенау.

После окончания войны ворота были восстановлены, и сейчас здесь расположен ресторан «Солнечный камень».


Месторасположение Росгартенских ворот: г. Калининград, площадь Маршала Василевского, д. 1 – пересечение улиц Черняховского и Александра Невского, рядом с площадью Василевского и Музеем янтаря.

Аусфальские ворота

Аусфальские ворота, сохранившиеся до настоящего времени, были построены в Кёнигсберге в 1866 году в Кёнигсберге по проекту архитектора Людвига фон Астера в стиле кирпичной готики на месте ворот 1626 года.

Эти ворота пропускали исключительно пешеходов, что делало их менее значимыми среди остальных ворот. Вследствие этого, их оформление и дизайн тоже были сравнительно более скудными, нежели у других сооружений. Интересно, что с самого первого проекта ворота фактически «врезались» в вал и были расположены ниже уровня земли.

В XX веке единственный проезд ворот был заложен. В 1910 году Аусфальские ворота были проданы военным ведомством городу.

В военное время Аусфальские ворота служили пунктом управления воинскими частями. Одной из причин этому стало наличие большого количества внутренних помещений, которые бетонными стенами были разделены на отдельные отсеки с герметичными дверями.
В послевоенные годы Аусфальские ворота использовались в качестве складского помещения, позднее бомбоубежища школы милиции, еще позднее в них был выведен коллектор сточных вод.

В 1993 году на верхней боевой платформе ворот, расположенной на уровне проезжей части Гвардейского проспекта, была построена православная часовня Святого Георгия Победоносца.

Весной 2007 года Аусфальские ворота были переданы Областному историко-художественному музею и получили статус объекта культурного наследия регионального значения.

На данный момент Аусфальские ворота имеют только один проезд, по бокам которого расположены казематы с амбразурами. Стены, которые выходят в ров, облицованы плитами из гранита и украшены декоративными элементами.


Располагаются Аусфальские ворота по адресу: г. Калининград, Пересечение Московского и Гвардейского проспектов (на в юго-западном углу перекрёстка Гвардейского проспекта и Горной улицы, неподалеку от памятника 1200 гвардейцам).

Фридландские ворота


Строились Фридландские ворота в 1857-1862 годах. Именно они стали точкой, завершающей сложную работу по возведению Второго вального укрепления вокруг Кёнигсберга. Сооружение получилось суровым, но гармоничным: с двумя арками, множеством казематов, решетками, зубчатым парапетом и 5-ю башенками-контрфорсами. Фасады украшают статуи рыцарей-тевтонцев Фридриха фон Цоллерна и Зигфрида фон Фойхтвангена.

Как и в других случаях, ворота были реконструированы. Первая их версия появилась в 1657 году, но немного в другом месте – по дороге на Фридланд (современный Правдинск). Имели военное значение и стойко охраняли город, когда его атаковала французская армия в битве под Фридландом.

Во Вторую мировую войну Фридландские ворота почти не пострадали, а после нее превратились в армейский склад. Тут-то и начался самый непростой период. Фасад медленно разрушался, крыша зарастала травой, а уникальный кирпич варварски покрывали известкой.

Только в середине 1990-х годов, когда ворота передали частному историко-культурному центру, ситуация начала понемногу улучшаться. С 2007 года в здании работает филиал Музея Мирового океана. Надо признаться, музей «Фридландские ворота», наряду с музеем Кафедрального собора, музеем Мирового океана и музеем-квартирой Altes Haus, стал одним из самых познавательных и интересных музеев в Калининграде.

В музее «Фридландские ворота», помимо привычного нам понятия «Музей» — изучение экспозиций, есть возможность совершить виртуальную прогулку по воссозданным улицам Кёнигсберга, ощупать и «испробовать» некоторые экспонаты, узнать историю Кёнигсберга — Калининграда.

Фридланские ворота расположены по адресу: проспект Калинина, д. 6 (перекресток Калинина и улицы Дзержинского, примыкают к Южному парку).

Бранденбургские ворота

Бранденбургские ворота (нем. Brandenburger Tor) — единственные из сохранившихся ворот, выполняющие свою прежнюю транспортную функцию: через их готические своды ежедневно проходят сотни автомобилей.

Первые ворота в Кёнигсберге были построены из дерева как часть крепостного вала в 1657 году и располагались на дороге, ведущей к замку Бранденбург, в честь которого и получили свое название.

К середине XVIII века строение обветшало, и для усиления обороноспособности города по указу Фридриха II были возведены ворота из красного кирпича, оснащенные подъемными механизмами, башнями и казематами для расположения здесь военного гарнизона.
Внутренние помещения предназначались для хранения продовольствия и боеприпасов, необходимых на случай обороны Кёнигсберга.

Масштабная реконструкция ворот была произведена в 1843 году. Фасад здания дополнили остроконечными фронтонами, гербами, лепниной в виде листьев и цветов, а также горельефами прусских военачальников.

В 1860 году реставрационные работы производились под руководством знаменитого архитектора Фридриха Августа Штюлера. Так здание стало не только фортификационным сооружением, но и яркой достопримечательностью Кёнигсберга.

Бранденбургские ворота уцелели во время Второй мировой войны и практически не пострадали в ходе обстрелов и бомбардировок города. В первые послевоенные годы здесь располагался склад, а в 1960 году сооружение было внесено в фонд культурного наследия СССР.

Сегодня Бранденбургские ворота — один из ярчайших туристических объектов, входящих в основные экскурсионные маршруты Калининграда. Здесь туристы смогут посмотреть на одно из немногих прусских строений в неоготическом архитектурном стиле, сохранившихся в первозданном виде, ощутить дух старого Кенигсберга и прикоснуться к истории. Посетить достопримечательность стоит не только ради экскурса в историю. В здании ворот в 2017 году открылся Музей марципана, где все желающие могут полюбоваться изделиями из миндальной массы и узнать много интересного о традициях кондитерского дела.

В настоящее время Бранденбургские ворота являются важным историческим памятником и находятся под охраной государства. Расположены у окончания улицы Багратиона, переходящей далее в улицу Суворова (бывшая Берлинская).

Фридрихсбургские ворота


Фридрихсбургские ворота единственный сохранившийся до наших дней элемент крепости в Кёнигсберге (нынешнем Калининграде) Фридрихсбург, который теперь являются одной из городских достопримечательностей.


Крепость Фридрихсбург была построена в 1657 году по приказу великого курфюрста Фридриха Вильгельма для обороны русла реки Прегель. Возведенная по проекту придворного математика Христиана Оттера крепость имела форму квадрата, а на её углах находились четыре бастиона с благозвучными именами – Рубин, Изумруд, Алмаз и Жемчуг. Во дворе, окруженном земляными валами, располагались казармы, цейгхаус, амбары, гауптвахта, тюрьма и церковь.

В 1697 году, во время пребывания В Кёнигсберге Великого русского посольства, русский царь Петр I изучал в крепости артиллерийскую науку.


В середине XIX века Фридрихсбург стал частью Второго вального укрепления Кёнигсберга, и в 1852 году были возведены сами Фридрихсбургские ворота. Их автором стал придворный архитектор прусского короля Вильгельма IV Август Штюлер. Как и городские ворота, ворота крепости были построены из обожжённого фигурного кирпича в неоготическом стиле. В начале XX века оборонительные сооружения крепости были признаны устаревшими, и основная часть укреплений была снесена при прокладке новых железнодорожных путей. Остались только ворота.


Во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 года Фридрихсбургские ворота подверглись разрушению. После войны в воротах находилась полевая военная типография, потом автоколонна.

В 1960 году Фридрихсбургские ворота были взяты на государственную охрану, а в 2002 году получили статус объекта культурного наследия федерального значения. Ворота были переданы Музею Мирового океана в полуразрушенном состоянии и отреставрированы музеем к 2011 году. Необычное по архитектуре строение, с башнями, гербом на фасаде, массивными железными воротами и мощеным двориком приобрело первозданный вид. Сейчас в здании ворот располагается историко-культурный центр «Корабельное воскресение», посвящённый истории кораблестроения, которая представлена не только в фотографиях и рисунках, но и в «живых» экспонатах.

Адрес достопримечательности: г. Калининград, ул. Портовая, строение № 39, у реки Преголя.

Железнодорожные ворота

Железнодорожные ворота построены в 1866-1869 годах по проекту архитектора Людвига фон Астера. После демонтажа оборонительных укреплений в центре Кёнигсберга по бывшему валу была проложена улица Дойч-орден-ринг, ныне Гвардейский проспект. Через ворота проходила железная дорога на Пиллау.

Железнодорожные ворота имеют два пролёта, оформленных стрельчатыми арками. Южный пролет построен в 1866 году, северный в 1889 году. Порталы ворот оформлены фасонным фигурным кирпичом, по бокам от арок размещены казематы с амбразурами. С внешней стороны ворот имеется кордегардия с амбразурами.

В послевоенные годы железнодорожная ветка, проходящая через ворота, не использовалась, рельсы демонтированы в конце 1990-х годов. Весной 2007 года Железнодорожные ворота были переданы Областному историко-художественному музею и получили статус объекта культурного наследия регионального значения.

Реставрация ворот проводилась в 2012-2013 годах. Ныне южный пролет ворот с запада и востока застеклен.

С мая 2017 года в Воротах разместился Калининградский планетарий им. Ф. В. Бесселя. В застекленной арке проходят выставки, конференции и прочие культурные мероприятия. В левом каземате ворот – музейная часть. В ней размещены стенды о втором вальном кольце и истории постройки Кёнигсбергской Королевской Обсерватории, Фридрихе Вильгельме Бесселе, его открытия и содействия в развитии астрономии в Российской империи. В левой кордегардии Ворот расположен мультимедийный Планетарий. Купол диаметром 5 метров и 12 посадочных мест.

С 2022 в Железнодорожных воротах разместился штаб волонтёрского движения «Хранители руин».

Достопримечательность находится по адресу: г. Калининград, Гвардейский проспект, 51А.


Фортификационные сооружения Калининграда (форты)

Кёнигсберг как крепость все века строился и перестраивался, и финалом этих перманентных перестроек стала мощная кольцевая система городских фортов, возведённых в XIX веке и блокирующих подступы к городу. Кольцо проходило на удалении около 5 км от городских стен и состояло из 12 больших и 3 малых фортов. Поперечник кольца составлял около 13 км, а протяжённость более 40 км. Расстояние между фортами — 2-4 км, что обеспечивало зрительную и огневую связь фортов. Там, где по условиям местности это было невозможно, в промежутках между большими фортами были устроены малые (литерные) форты. Они были значительно меньше по размерам и вмещали гарнизон численностью до роты с несколькими пушками.

В 1885 году комиссия государственной обороны пришла к выводу о том, что форты нуждаются в реконструкции из-за недостаточности прочности. Было решено усилить бетоном фортовые помещения, убрать часть мест для артиллерии и создать новые стрелковые позиции. Эти работы начались в 1887 году и продолжались до конца 1891 года. Поверх кирпичного свода устроен слой песка толщиной в 1 метр, а выше него бетонный слой толщиной 1—1,2 м. Стены казематов в ряде случаев усиливали до толщины 3 метров.

Каждый форт строился 5-6 лет. Основные работы были завершены к 1892 году. Всем фортам были даны имена собственные в честь прославленных немецких полководцев и королей, в основном, участников войны с Наполеоном.

Вокруг города расположено 15 фортов:
  • 1 - Штайн (конечная остановка автобуса 29, 159, п. Малое Исаково, магазин Бауцентр);
  • - промежуточное укрепление Грёбен (п. Малое Исаково);
  • 2 - Бронзарт (ориентир п. Васильково, развязка на г. Гурьевск в самом начале);
  • 2А - промежуточное укрепление Барнеков (находится между Большой окружной и 4-ой большой окружной, закрыт для посещения);
  • 3 - Король Фридрих III (конец ул. А. Невского, ориентир заправка Рос&нефть);
  • 4 - Гнейзенау (ориентир конец ул. Горького, СНТ Победа, ул. Украинская);
  • 5 - Король Фридрих Вильгельм III (ул. Героя Советского Союза М.А. Булатова г. Калининград, ориентир конец Советского пр-та);
  • 5А - промежуточное укрепление Лендорф (СНТ Подводник, ориентир центральный пр-д, 32);
  • 6 - Королева Луиза (ул. Тенистая аллея, СНТ Дружба-1, закрыт для посещения);
  • 7 - Герцог фон Хольштайн (п. Прегольский, закрыт для посещения);
  • 8 - Король Фридрих I (п. Шоссейный, ул. Гаражная, 2);
  • 9 - Дона (Фортовая ул., 9, п. Ново-Дорожный, практически полностью уничтожен в 1945 г.);
  • 10 - Канитц (Большая окружная, ориентир ул. Двинская, 95);
  • 11 - Дёнхофф (ул. Энергетиков, ориентир между ул. Дзержинского и ул. Емельянова);
  • 12 - Ойленбург (район ул. Подполковника Емельянова, закрыт для посещения).

Кроме них были построены форты № VII и № VIIb, которые не имели своих названий и были упразднены вскоре после создания, ныне номер VII носит форт, изначально называвшийся VIIa.

Каждый форт представлял из себя мощное противопехотное сооружение, способное надежно осуществлять оборонительные функции в пределах досягаемости своего стрелково-пушечного огня. Это строение из кирпича, бетона и земли в форме вытянутого по фронту пятиугольника (размерами около 250 на 150 метров), окруженного рвом.

В зависимости от условий местности и важности задач основные форты имели отличия. Наиболее крупными были форты 3, 10, и 11. Форты № 2, 3, 6, 8 и 12 окружены сухими рвами шириной 20 и высотой 5 метров, остальные имели мокрые рвы (наполненные водой) шириной до 50 метров и глубиной 5.

Расположение амбразур в теле форта обеспечивало круговой обстрел рва из капониров. Пушки и пулеметы на крыше действовали на полную дальность. Минометы использовались из внутренних двориков. Опыт штурма 1945 года показал особую прочность фортовых сооружений. Толщина потолочных перекрытий достигала 8-10 метров (кирпич - 2 м, песок - 2 м, бетон -1 м и земля 3-5 метров). Сквозные пробоины от снарядов 203-280 мм пушек особой мощности были единичными.

Осью симметрии форта являлся центральный коридор. Передняя (фронтовая) часть была артиллерийской и имела погреба для снарядов. В тыловой (жилой) части в один-два этажа размещались казарма, лазарет, столовая. Окна имели броневые ставни. Между фронтовой и тыловой частью форта находились правый и левый внутренние дворики. Главный вход с тыла, который вел в центральный коридор, прикрывал внешний дворик с ДОТ'ом (долговременной огневой точкой) и съемным мостом через ров. С внешней стороны рва форт был огражден 2,5-метровой решеткой, обвитой колючей проволокой. Для усиления флангов за пределами рва сооружались блокгаузы.

Гарнизон форта военного времени: до 5 офицеров и 250-350 солдат. Вооружение: 8-12 орудий калибром 145-175 мм, 6-8 минометов, 50 пулеметов и личное стрелковое оружие. Запасы боеприпасов и продовольствия на один месяц, электростанция, телефон и радиосвязь, отопление печное, водопровод.

Все вспомогательные форты (номера 1А, 2А и 5А) имели мокрые рвы, берега которых пологие, не облицованы камнем. Внутренний берег обрамлен земляным валом, в центре построены 5 небольших блокгаузов и длинная одноэтажная казарма. Три блокгауза во внешнем ряду, в тылу - по одному блокгаузу справа и слева от казармы. Капониры, артпогреба, центральный коридор отсутствуют.

К 1945 году фортовое кольцо было усилено полевыми заграждениями и являлось основой внешней оборонительной позиции Кёнигсберга. В первый день штурма крепости 6 апреля 1945 года в полосе наступления форты были блокированы и обойдены, а затем после одного-двух дней упорного сопротивления взяты.

Судьбы именных фортов Калининграда сложились по-разному. В результате боевых действий особенно сильно разрушены форты 4, 5, 8 и 9, остальные не имели серьезных повреждений. Позже форты использовались как военные склады или овощехранилища. Десятилетиями помещения не отапливались, отсырели, подвалы затоплены грунтовыми водами. Какие-то из них находятся в заброшенном состоянии, некоторые перешли в частную собственность. Мы постепенно теряем уникальные памятники фортификации XIX века, для посещения сегодня доступны только четыре объекта: №1 - Штайн, 3 - Король Фридрих III, 5 - Король Фридрих Вильгельм III, 11 - Дёнхофф.
Форт №1 «Штайн»

Форт №1 «Штайн» (нем. Stein am Lauther Muhlenteich) — военное фортификационное сооружение в пригороде Кёнигсберга (ныне — Калининград), построенное в 18751879 годах. Первоначально форт назывался Лаут, как и расположенный рядом бывший немецкий посёлок (нем. Lauther; ныне — посёлок Большое Исаково). С 1894 года форт был переименован в честь барона Генриха Фридриха Карла фон Штайна, видного прусского политического деятеля начала XIX века. Он отменил в Пруссии крепостное право, в тяжелое для Пруссии время после разгрома её Наполеоном в 1807 году возглавил прусское правительство.

Форт хорошо сохранился: во время штурма Кёнигсберга Красной армией в апреле 1945 года командование гарнизона «Штайна» решило добровольно сдаться (когда комендант заявил, что он против капитуляции, его расстрелял вахмистр).
Когда коменданту форта «Штайн» майору запаса Фогелю выставили требование о капитуляции, он отклонил его, заявив, что настоящий офицер вермахта предпочтёт погибнуть в бою, чем сдаваться с позором в плен. Мнение коменданта разделяли не все, поэтому после столь серьёзных заявлений Фогель был застрелен собственным вахмистром.

Посредине форта — 300-метровая двухэтажная казарма, окружённая рвом с водой. В советское время здесь находилось овощехранилище, а в начале 1990-х бывшее укрепление арендовали частные лица. В 2021 году АНО «Фортификационное наследие Калининградской области» арендовало форт на 49 лет. Организация планирует восстановить здание и создать в нём культурное пространство. Сейчас форт открыт для посещения, но только с экскурсоводом, потому что работы по восстановлению всё ещё продолжаются.

Форт №1 располагается по адресу: Калининградская область, посёлок Большое Исаково.

Форт №3
«Король Фридрих III»

Форт №3 «Король Фридрих III» является первым и самым крупным фортификационным сооружением крепости Кёнигсберг. Возвели форт №3 в 1879 году, он прикрывал железнодорожные линии на Раушен и Кранц, шоссейную дорогу на Кранц. Из всех фортов Калининграда форт №3 сохранился лучше остальных. Он находится в районе Северной горы (бывший Кведнау) и представляет собой шестиугольник размером 360 на 180 метров, окруженный сухим рвом шириной 10-11 метров и глубиной 6 метров.


Форт имеет два надземных этажа и один подземный. По бокам от центральной потерны находятся два внутренних дворика. Обладает уникальной системой отопления с дымовыми обогревательными каналами внутри стен, между прочим, частично сохранившейся. Во время штурма Кёнигсберга 9 апреля 1945 года гарнизон форта значительного сопротивления не оказал, сам форт пережил боевые действия без значительных разрушений. После войны на протяжении десятилетий использовался как военный склад.

В послевоенные годы форт № 3 использовался в качестве склада боеприпасов и военного имущества, с середины 1990-х годов не используется.


В 1990-е годы на территории крепости были случайно обнаружены артефакты из богатейшего музея «Пруссия», спрятанные во время наступления Красной армии весной 1945 года. К сожалению, до того, как о музейных экспонатах узнали ученые, значительную часть артефактов эпохи древней Пруссии и Тевтонского ордена успели растащить черные копатели. Остатки коллекции «Пруссии» в настоящее время экспонируются в Калининградском областном историко-художественном музее.

23 марта 2007 года форт № 3 «Король Фридрих III» получил статус объекта культурного наследия регионального значения. На июль 2016 года доступ на территорию форта № 3 был закрыт, согласно табличке у ворот «Объект закрыт на реставрацию».

На февраль 2024 форт передан коммерческой организации для реставрации и переоборудования в туристический объект с гостиницей. Ведутся строительные работы.


Форт №3 «Король Фридрих III» располагается по адресу: г. Калининград, ул. Александра Невского, 232.


Форт №5

«Король Фридрих Вильгельм III»


Форт №5 – памятник оборонительного зодчества и военно-исторический мемориальный комплекс. Форт №5 был построен в 1878 году и получил название «Король Фридрих Вильгельм III», правление которого пришлось на трагические для Пруссии годы войны с Наполеоном.
Данный форт представляет собой вытянутый по фронту шестигранник – центральное сооружение, размером 360 на 180 метров, окруженное водным рвом шириной 20-25 метров и глубиной 3-5 метров. От главного входа, который прикрывался мощным дотом, внутрь форта ведет центральная галерея. Симметрично расположенное центральное сооружение включало в себя казармы для солдат и офицеров, лазарет, кухню и столовую, склады боеприпасов, продовольствия, караульное помещение, котельную. Перекрытия форта сводчатые, из кирпича, песка и бетона, толщиной до 5 метров. По периметру шестиметровый земляной вал. В целях маскировки форт был обсажен деревьями.

Форт №5 входил в полосу боевых действий 54 стрелкового корпуса 43 армии, которым командовал генерал-лейтенант А.С. Ксенофонтов, и прикрывал дорогу Кёнигсберг – Раушен (Калининград – Светлогорск). 8 апреля 1945 года во время штурма Кёнигсберга форт №5 был взят в ходе многочасового беспрерывного боя. Залогом победы в штурме форта явился массовый героизм советских воинов. 15 человек были удостоены звания героя Советского Союза. Их имена увековечены на мемориальном камне.
Когда закончилась Вторая мировая война, место на протяжении длительного времени находилось в упадке, но затем было приведено в порядок и превращено в музей, доступный для осмотра. С 1979 года форт имеет статус музея истории Великой Отечественной войны (как филиал Калининградского областного историко-художественного музея). Почетным является и то, что форт №5 входит в Лист национального достояния России. Ведь именно здесь собраны яркие примеры достопримечательностей военной истории XIX и XX столетий.

В 2001 году на базе форта № 5 был создан Калининградский негосударственный музей фортификации и военной техники.

С 2010 года часть форта открыта для посещения, внутри организована выставка военных фотографий «Штурм Кёнигсберга».

Сейчас на территории форта расположен мемориал в память о погибших советских солдатах и выставка боевой техники.
Внутри можно познакомиться с историей форта, увидеть найденные старинные предметы, погулять во внутреннем дворике. В дни годовщин взятия города-крепости Кёнигсберг и победы в Великой Отечественной войне на территории форта проходят исторические реконструкции.

Форт расположен по адресу: г. Калининград, ул. Булатова, «Форт № 5».




Форт №11 «Дёнхофф»

Форт № 11 «Дёнхофф» был построен в 1877–1881 годах. Изначально он назывался «Зелигенфельд» — по названию близлежащего населенного пункта, в 1894 году назван в честь представителей знаменитого рода фон Дёнхофф.

Форт отличается от других крупными размерами. Он имел горжевой полукапонир, мокрый ров, две сторожевые башни и бронированный наблюдательный киоск. Форт № 11 представляет собой вытянутый по фронту шестиугольник, окруженный водным рвом. Центральное сооружение защищено земляной насыпью. Внутренние помещения и два внутренних дворика симметрично расположены относительно центральной потерны.

Во время Великой Отечественной войны серьезных боев здесь не происходило. Об этом свидетельствует отсутствие следов штурма (на центральном входе даже сохранился герб семейства Дёнхофф с изображением дикого кабана).
Однако небольшие бои за этот форт были. Есть несколько наградных листов. В 1945 году его штурмовал сводный отряд 83-й гвардейской пехотной дивизии, состоявший из младших лейтенантов и сводного полка конных разведчиков 11-й гвардейской армии. В наградном листе у одного солдата указано, что он уничтожил 5 гитлеровцев, у другого — шесть. Командовал этим сводным отрядом гвардии полковник Белый. Гарнизон капитулировал 7 апреля 1945 года.

В этом бою сержант Гвардейская армия А.Елизаров и рядовой Гвардейской армии Н. Андрусенко погибли как герои и были похоронены на территории форта.

В послевоенные годы на форту хранилось трофейное немецкое оружие и боеприпасы, затем военные использовали его в качестве складских помещений.

Постановлением правительства Калининградской области 23 марта 2007 года форт № 11 «Фридрих фон Дёнхофф» получил статус объекта культурного наследия регионального значения. Весной 2014 года был передан Министерством обороны Росимуществу. С июня 2015 года восстановлением и развитием форта занимается частная компания.

На центральном входе сохранился герб семейства Дёнхофф с изображением дикого кабана.

Новые владельцы вывезли копившийся десятилетиями мусор, восстановили дренаж и отремонтировали старинные механизмы. Оказалось, все по-прежнему прекрасно работает. Подобные конструкции сегодня сохранились только в нескольких городах Голландии — например, построенный 150 лет назад лифт для подъема снарядов.

В настоящее время форт открыт для посетителей. Есть экскурсии, соревнования по стрельбе из лука, тир, тематические корпоративы, квесты, другие интересные мероприятия.